19 и 20 мая 2022 года Национальная ассоциация медицинских организаций провела VII-Й ФОРУМ ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ В РЯЗАНИ.
АО “НИМЭ” приняло участия в форуме с докладом “Признаки потребительского экстремизма. Практические аспекты и итоги рассмотрения дел в суде”.
Все чаще при возникновении конфликтной ситуации, связанной с оказанием медицинской помощи, используется термин «потребительский экстремизм» либо «пациентский экстремизм». Однако законодательство не содержит такого понятия.
На основании практического опыта, анализа десятков дел, АО «НИМЭ» подготовило определение:
Потребительский экстремизм в сфере оказания медицинских услуг (пациентский экстремизм) — поведение пациентов-потребителей (потребителей-экстремистов), имеющее целью любыми способами заставить, признать виновными в случившемся врача и клинику, получить запланированную выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей, об основах охраны здоровья граждан, Уголовным кодексом Российской Федерации в корыстных целях.
Помимо определения были выявлены признаки этого явления. Их семь.
Данные признаки встречаются в каждой претензии, исковом заявлении «потребителя-экстремиста». Одни в большей, другие в меньшей степени.
Судебная практика по таким спорам не однозначная. И бывают случаи, когда из-за недостатков ведения медицинской документации, пациент получает денежную компенсацию, не смотря на правильность проведенного лечения.
АО «НИМЭ» призывает не доводить конфликт до суда, а постараться урегулировать спор в досудебном порядке, например, при помощи медиации.